skip to Main Content

Что такое Маркетинг-микс?

The Marketing Mix 1

Маркетинг-микс — это определенный набор методов, схем, тактик, с помощью которых маркетологи пытаются полностью удовлетворить потребности потребителей. Проще говоря, под комплексом маркетинга подразумеваются средства, которые помогают добиться успеха компаниям/продавцам.

Цель и польза

Цель маркетинг-микса – сформировать тактику для повышения ценности продукции для ЦА и добиться роста прибыли. Комплексного типа маркетинг обычно применяется, когда конкуренция достигла высокого уровня, ведь благодаря нему можно обойти другие компании и выделить собственные положительные стороны. Иногда даже посредственные корректировки условий транспортировки или дизайна упаковочных материалов могут принести выгоду для компании.

Вот парочка примеров, как marketing-mix влияет на бизнес:

  • снижение цены или включение бесплатной доставки приводит к увеличению кол-ва покупателей;
  • регулярное обновление и расширение ассортимента будет стимулировать продажи;
  • использование дисконтных карт поможет собрать постоянную базу клиентов;
  • предложение доп. продуктов/услуг повысить средний чек;
  • правильное информирование новых потребителей снизит расходы на рекламу.

Модели

Есть всего несколько моделей, с помощью которых осуществляется комплексного типа маркетинговое воздействие продавцов-компаний на своих клиентов. Самыми эффективными и интересными считаются следующие модели:
Концепция ММ «5Р»:

  • Продукт, товарная политика организации(product marketing) — ориентированная на рыночную сферу маркетинговая стратегия по формированию ассортимента товаров, их хар-ок, а также упаковочных материалов, брендинга, названия, имиджа ТМ.
  • Цена, ценовая политика организации (price marketing) — ориентированная на рыночную сферу программа ценообразования: формирование уровня и поведения цен, элементов воздействующих на клиентов и соперников, ценовых методов стимуляции продаж;
  • Место и время реализации продуктов, реклама и дистрибуция (sales marketing) — подбор подходящих распределительных каналов и маклеров, организационная работа по хранению и перевозке товаров (логистическая направленность).
  • Продвижение товаров (marketing communications) — система оповещения потенциальных потребителей, формирование хорошего мнения о продуктах фирмы с помощью различных способов увеличения продаж.
  • Люди, изготовители и поставщики, реализаторы и покупатели (relationship marketing) — механизмы взаимодействия между участниками рыночных отношений.
  • Создание кадровой политики фирмы (поиск и обучение сотрудников, которые ориентированы на клиентуру и цели организации); притяжение потенциальных покупателей. Концепция маркетинг-микса под названием «5Р» появилось несколько лет назад и стало дополнением к существующей концепции «4Р».

Модель 6P, это можно сказать формула 4P + Political Power + Public Opinion Formation. Разработчик стандартной модели 6P Котлер высказал мнение, что для работы на международном рынке требуется помощь торговых ассоциаций, регулирующих организаций и аудитории, которая воздействует на рынок. Так как без всего этого, довольно трудно удержаться наплаву даже известной компании.

Модель «7Р»: новая и можно даже сказать улучшенная концепция «4Р», оснащенная следующими важными элементами:

  • People — изготовители, поставщики, реализаторы и потребители (маркетинг взаимоотношений).
  • Process — процессы, которые связанные с оказанием услуг.
  • Physical evidence — физического типа хар-ки и свойства.

Модификация «4С»: эволюционировавшая в направлении клиентуры концепция «4Р»:

  • Customer — ценность, желания и запросы покупателей.
  • Cost — общие расходы покупателя.
  • Convenience — доступность для людей, которые хотят приобрести товар.

Виды стратегий

Marketing mix – это комплекс мероприятий (стратегия), которые повышают спрос на конкретную продукцию по установленной цене в определенном месте посредством выбранного способа продвижения. Необходимо уточнить, что стратегия, это только намерение фирмы действовать по определенной схеме на одном конкретном сегменте рынка, она обычно носит обобщенный характер.

Контролировать ситуацию можно только реализуя мероприятия, имеющие определенные сроки исполнения, также нужно тщательно отбирать сотрудников и выделять нужные ресурсы, поэтому под подобранную стратегию разрабатывают ММ. Это как раз и есть тактический маркетинговый уровень. Классический комплекс, обычно охватывает мероприятия по 4 элементам стратегической деятельности:

  1. Товар (продукция и ее хар-ки: тех. параметры, оформление, упаковка, сервис, перевозка и т. п.);
  2. Цена (выставление различных ценников и скидок, которые принесут выгоду реализатору и потребителю);
  3. Место торговли (выбор распределительных каналов, фирм-дистрибьюторов, выбор точек для торговли и т. п.);
  4. Продвижение (подобного рода манипуляции, как формирование и использование рекламы, стимуляция сбыта, организационная работа со СМИ и персонализированных продаж).

Общее содержание ММ зависит от конкретных параметров, а точнее, от особенностей рыночной отрасли и продукции, возможностей самой организации – например, от размеров бюджетных средств выделенных для маркетинга, опыта сотрудников маркетингового отдела и других не менее важных подразделений, которые тоже занимаются продвижением товара.

При правильной разработке комплекса подобных мероприятий, ни у кого не возникает лишних вопросов: кто именно, как, за какой промежуток времени и обладая какими возможностями должен реализовать маркетинговую стратегию организации. Все просто автоматизировано, не нужно делать никаких лишних действий, маркетинг-микс решает сразу несколько важных задач. После завершения всех вышеперечисленных этапов ММ, начинается процесс внедрения маркетинговых тактик компании: это реализационные мероприятия и контроль.

Д. Маккарти выдвинул идею о том, что нужно разделять маркетинговые средства по 4 направлениям: продукция, цена, место и продвигающая реклама. Решения о мероприятиях ММ принимаются в отношении распределительных каналов/ покупателей.

Представлены подготовка организацией предложения-микс продуктов, услуг и цен и применение продвижения, включающего стимуляцию сбыта, рекламных манипуляций, организацию продаж, СМИ, рассылку и прямой маркетинг.

Обычно, фирма может довольно быстро поменять цены на товары, объемы поставок и рекламу, но создание новой продукции и изменение распределительных каналов требуют большого кол-ва времени. А значит, в короткие сроки организация может только частично трансформировать ММ и внести в него лишь пару поправок.

Если судить по общей информации, 4 элемента маркетинга-микс, по мнению реализатора, это и есть маркетингового типа инструменты, с помощью которых он может оказывать воздействие на своих клиентов.
По мнению большинства потребителей, предназначение каждого средства маркетинга – увеличение выгоды покупателя. Р.Лотерборн предположил, что четыре «Р» реализатора соответствуют четырем «С» клиента, который покупает у него товары.

В большинстве случаев, практически в любой конкурентной борьбе выигрывают организации, которые всегда на связи с клиентами и могут удовлетворить их желания в отношении цены и удобства покупки продукции. Проще говоря, побеждает тот, кто больше заботиться о потребителях, учитывает даже незначительные детали.

Цена

Цена считается основной частью ММ, она влияет на окупаемость работы фирмы. Расценки зависят от покупателей(т.е насколько ценен для них товар), себестоимости продукта, ценников конкурентов и ожидаемого заработка.
Решения связанные с ценой, которые отражаются в маркетинговой стратегии:

  • Ценовая тактика погружения в рыночную сферу.
  • Розничная стоимость – в любом случае требуется связывать отпускную цену на продукцию с желаемой розничной стоимостью.
  • Ценовое образование для разного рода каналов реализации. Предусматривает разнообразные уровни цен для различных покупателей, поставщиков (скидки за объем, бонусные начисления для постоянных закупщиков)
  • Пакетного типа ценовое образование учитывает продажу сразу нескольких продуктов
  • по спец.ценнику.
  • Использование сезонных скидок или акционных предложений, которые выгодны для реализатора и покупателя.
  • Политическая программа ориентированная на различные промо-акций, условия скидок, различные уровни скидочных начислений, периодичность подобных мероприятий.
  • Возможность продажи одних и тех же товаров по различным ценам для различных звеньев цепочки сбыта.

 

Примеры

Для того чтобы разобраться в маркетинг-миксе необходимо начать изучать примеры, там наглядно показано, какие инструменты существуют и для чего их нужно использовать. Итак, с чего стоит начать в первую очередь? Если вы воспользуетесь примером анализа маркетинг-микса продукции, вы сможете взять за основу любую концепцию из перечисленных: 4Р, 5Р, 7Р или придумать новую, применяя стандартные модели.
Универсальный шаблон использования концепции ММ

Перейдем к рассмотрению реальных действий. Анализировать маркетинг-микс нужно последовательно:

  1. Выберите те «P», которые больше всего подойдут для вас или вашей организации:

Маркетинговый комплекс для продукции массового спроса: классические 4Р (товар, место реализации, цена, реклама) + упаковочные материалы, позиционирование, доход, процесс осуществления покупки. ММ в сфере услуг выглядит немного по-другому: классические 4Р (продукция, место торговли, стоимость, продвигающая реклама) + люди, процесс, физ. окружение, положительная разница между суммарными доходами, продвижение.

  1. Представьте идеальнейшее состояние Product or service организации по каждому из элементов «Р».

Состояние надо отображать в измеримых терминах, чтобы в будущем было проще его отследить и подкорректировать до нужных значений. Итак, сделайте следующее для успешного выполнения работы:

  1. Охарактеризуйте фактического типа состояние продукции по каждому «P», применяя опросы покупателей, личное мнение и экспертную оценку работников организации. В качестве визуализации можно использовать смайлики.
  2. С помощью выложенной таблички, вам будет легче разработать корректирующие мероприятия, которые потом лягут в основание плана по маркетингу.
  3. Расставьте приоритеты выполнения работы для формирования
    верной очередности и правильного распределения денежных средств.
  4. В соответствии с личными приоритетами, правильно распределите выделенный бюджет и ресурсы. Сформируйте маркетингового типа план и следуйте ему.

Мини-пример

Вот так можно отразить результаты выполненного анализа маркетингового комплекса 4Р, 5Р, 7Р.
Конечно необязательно все делать, как в примере, можно добавить что-то свое. Самое важное, оставить основные элементы, а заполнить их можно по своему усмотрению.

Маркетинг-микс – это обдуманный план действий, операции не получится поменять местами или полностью изменить. Каждый элемент маркетинга требует правильных маркетинговых действий, если забыть про последовательность, эффективность стратегии будет низкой. Главные маркетинговые инструменты составляют сбытовую, ценовую, товарную и коммуникационную политику организации. Кроме маркетинг-микса есть еще медиа-микс – комплекс средств продвижения товара в информационной сфере. К нему можно отнести прямую рекламу в средствах массовой информации, событийный маркетинг, разные промоакции, рекламу во всемирной паутине.

Какие инструменты использовать для увеличения прибыли решать вам, однако необходимо сделать полный анализ и выбрать, что действительно вам больше подходит. Также потребуется определиться с финансовыми вопросами, вы должны четко выделить сумму, которую готовы потратить на реализацию своей идеи.

Back To Top
Поиск