skip to Main Content

Коллаборация — простыми словами

Hans Peter Gauster 3y1zF4hIPCg Unsplash

В прошлом веке слово коллаборация считалось почти интеллигентным матом. Этим словом Советский союз обзывал страны ведущие соглашательскую политику относительно Германии. Этим они содействовали оккупантам и подталкивали немцев к войне. А в нашем тысячелетии это уже нормально употребляемое слово.

Что такое коллаборация

Значение слова коллаборация означает совместное сотрудничество двух или более человек, или организаций для получения определенного взаимовыгодного результата.

 

Коллаборация присутствовала еще много тысячелетий назад, когда один человек хорошо делал кремневые наконечники для копий. Другие охотились на мамонтов с этими копьями и часть мяса приносили этому человеку.

Слово коллаборация французское и в переводе означает:

  • Сотрудничество;
  • Совместная работа;
  • Взаимодействие;
  • Участие.

Коллаборация это сотрудничество представителей разных направлений деятельности в разных сферах нашей жизни:

  • Научная коллаборация;
  • Арт-коллаборации;
  • Коллаборация в искусстве;
  • Коллаборация блоггегров;
  • Коллаборация брендов;
  • Бизнес — коллаборация.

Научная коллаборация

Это объединение научных коллективов для сотрудничества в пограничных областях науки. Например, объединение физиков и химиков для получения новых материалов в пограничных областях. Хорошим примером будет создание жидких кристаллов, когда химики помогали физикам создавать материалы с определенными свойствами. В настоящее время «чистых» физиков или «чистых» химиков не существует. Новые материалы получаются только в союзе.

Примеры научных коллабораций:

  • CALICE независимая научно-исследовательская компания биотехнологий, объединяющая более 300 физиков и инженеров из 57 институтов 17 стран мира;
  • XFEL (Германия) — европейский рентгеновский лазер на свободных электронах;
  • LHC (Швейцария) – европейский центр ядерных исследований;
  • ITER (Франция) – проект международного термоядерного реактора;
  • «Байкал» (Россия) – производитель отечественных микропроцессоров.

 

Арт-коллаборации

Арт-коллаборацией называется совместные работы художников и дизайнеров. Наиболле известный пример – это совместная работа художника Сальвадора Дали с дизайнером женской одежды Эльзой Скиапарелли. Дизайнер создала платье с лобстером используя в основе скульптуру художника. Это было выгодно для обоих.

Кроме того, великий художник рисовал обложки VOGUE и создал логотип Чупа-Чупса.

Корпорации широко используют приемы привлечения современных, а иногда и старинных художников или их работы для дизайна своих изделий или создание ярких презентаций.

Например, Louis Vuitton продали совместную коллекцию сумок с художником граффити Стивеном Спраузом. В 2001 году заработали около 300 миллионов $.

Ансельм Рейле – художник абстракционист из Германии и Dior работаю вместе с 2012 года. Художник создал удивительную коллекцию сумок и аксессуаров в различных стилях.

 

Коллаборация в искусстве

Публика с восторгом реагирует на совместные выступление музыкантов разных направлений.

У музыкантов большой опыт в коллаборации. Это:

Концерты нескольких групп играющих в одном стиле;

Фестивали;

Совместные туры;

Приглашение поучаствовать в записи альбома со своим треком;

Совместное сочинение песни;

Взаимное продюссирование;

Ремиксы.

В 1999 году рок-группа Scorpions совместно со сводным оркестром 166 виолончелистов под управлением Мстислава Ростроповича выступили на концерте в честь 10-летия падения Берлинской стены.

Дмитрий Маликов совместно с репером и видеоблоггером Юрием Хованским записали видеоклип, который заставил вспомнить о творчестве Маликова.

 

Коллаборация блоггегров

Блоггеры обычно конкурируют между собой. Но иногда, если их коллаборация помогает обоим получить подписчиков, Блоггеры смело идут на союз. Например, Ида Галич и Настя Ивлеева. Их блоги уже раскручены, но объединившись они начали выпускать совместные ролики и повысили известность. Публика ждет продукты их совместного творчества и с удовольствием обсуждает.

Бывает, что компании обращается к известному блоггеру с большим количеством подписчиков. Дарит ему образцы своей продукции и получает ненавязчивую рекламу. Для этого, используются совместные эфиры (например, на YouTube), проводят марафоны, короткие образовательные программы, конкурсы, обмен контентом, продающие рекламные посты.

Часто один блоггер оказал другому услугу, а тот в свою очередь благодарит его за это и создает ему рекламу.

Приемов коллаборации в Utub и Instagram неисчислимое множество.

Коллаборация брендов

Первый пример сотрудничества брендов произошел в 1983 году в Америке. Модельер Рой Халстон выпускавший ранее одежду только для высокой моды выпустил серию вещей для обычных магазинов. Но ни покупатели, ни продавцы не оценили такого эксперимента. Зато 2004 году магазин общедоступной одежды H&M и Карл Лагерфельд создали коллекцию одежды. Ее раскупили всего за 2 часа. С тех пор продажа капсульных коллекций (небольших линеек одежды и аксессуаров к ним, где вещи хорошо сочетаются) стали постоянным и очень удачным приемом коллаборации, когда потребители массовой моды могут прикоснуться к миру Haute Couture, а модные дома выбрав курс на демократизацию моды продают свои коллекции большими тиражами.

Стал привычным бизнес, когда популярные спортсмены, певицы, топ-модели выпускают капсульные коллекции одежды, косметики, аксессуары. Слава хорошо продается.

Еще примеры:

Певица Рианна благодаря своему таланту и креативности создает очень успешные коллаборации с модными косметическими марками. Ее партнерство сильно поднимает продажи и приносит внушительные прибыли.

Мадонна и Dolce&Gabbana прекрасная рекламная коллаборация 2010 года. Она предстала в образе сицилийской домохозяйки. Это не первое и не последнее сотрудничество поп-звезды и Известной фирмы.

Певец Элтон Джон и Gucci создали в 2018 году коллекции одежды весенне-летнего сезона.

Теннисистка Мария Шарапова успешно сотрудничала фирмой Nike (спортивная обувь).

Для звезды не требуется прямое участие в создании и продвижении марки. Главное громкое имя на лейбле и реклама продукта известным персонажем.

Но есть и отрицательные примеры: в 2005 году Анджелина Джоли стала лицом бренда St. John, но продажи не изменились. Секрет в огромной популярности звезды и непопулярности продукции компании.

Бизнес – коллаборация

Для увеличения своих продаж многие международные корпорации прибегают к коллаборации друг с другом.

Например, реклама модной одежды на фоне модного автомобиля. Женщины смотрят на одежду, мужчины на автомобиль. Все смотрят рекламу. Продажи повышаются.

Арт-коллаборациями известны такие гиганты как Самсунг, BMW. Cadillac на первом этаже своего офиса создал площадку для проведения выставок, модных показов и так далее.

Фирма Samsung в рамках партнерства с медиакомпанией IVI провели кросс-акцию. Покупаешь телевизор и можешь смотреть от IVI фильмы в хорошем качестве.

Примером успешной коллаборации может служить объединение бренда Puma и студии СоюзМультфильм. Результат –кроссовки с любимыми героями детства.

 

Итоги

Мортен Хансен в течении пятнадцати лет изучал явление коллаборации и создал практическое руководство использования этого метода. Его книга объединяет теорию и практику — все как и почему. Если есть сообщество людей, работающих в одном направлении то возможно их объединение. Но не всегда коллаборация полезна и даст выгоду. Необходим анализ и преодоление четырех барьеров коллаборации.

Эти барьеры называются:

  • Барьер «Изобретено не здесь»;
  • Барьер накопительства;
  • Барьер поиска;
  • Барьер передачи.

Затраты на преодоление этих барьеров могут превысить прибыль от объединения.

Успешность взаимодействия бизнеса зависит от следующих факторов:

  • Понимание целей создания коллаборации;
  • Что даст объединение обоим членам;
  • Поиск точек соприкосновения;
  • Готовность стратегического планирования;
  • Уважение к творчеству напарников;
  • Привлечение настоящих специалистов.

Бизнес не стоит на месте. В мире происходят различные слияния и временные объединения людей и компаний. Что-то выстреливает и дает прибыль или наоборот приводит к разорению. Потребитель все более капризный и постоянно ждет от продавцов новых маркетинговых ходов и приемов. Продавец ищет пути как продать свои услуги любыми путями.

 

 

 

Back To Top
Поиск